фотон в кастрюле
Брожу по дневникам незнакомых людей из незнакомых фандомов. Очень нравится, что и как пишут: фики, размышления и всё прочее. Но есть нюанс: уровень насилия в текстах значительно выше мне привычного. И потому, что фандомы такие (Ганнибал, Пила, DA, TES, тысячи их), и потому, что таковы местные нормы.

Я не устаю восхищаться Сехмет — насколько она предсказуема по строению малых форм, настолько непредсказуема по их содержанию и красоте, ну, по крайней мере, для меня — но она не одинока. Авторов, что пишут жёсткие, жестокие и прекрасные тексты, очень, очень много. И для людей в соответствующих фандомных тусовках это, похоже, привычное явление. А я пришла сюда, на дайри, через высоколобые и сентиментальные снейпосообщества в ЖЖ, и всю дорогу сидела в тёплом, зажравшемся и уютном ГП-фандоме, который любит флафф и пролюбовь, и для которого самое страшное насилие — когда у героя видны грязные подштанники, и мои привычки сформировались совсем другими.

И, оглядываясь на фандом ГП, я могу назвать очень мало людей, для которых привлекательна жёсткость и жестокость в фиках — жестокость обыденная, жестокость как норма, неотъемлемая часть мира, который ты описываешь.
Да, я помню Джаксиан, лемонтри и амануэнсис, но это было десять лет назад, и я не уверена, что это не было той самой раскачкой эмоций, и потом, сейчас я и близко не вижу ничего подобного. (Напомните мне, если я кого забыла, пожалуйста.) С другой стороны, вспомните Больного Ублюдка, повёрнутого на разных игрухах вроде той же DA: как много прекрасной жестокости принёс он в фандом и насколько неудачными оказались его плагиаторы.

Наш фанонный мир совсем другой, он вырос из детской сказки, из спасения мира посредством Любви, из невыносимого роулинговского манихейства и, преломившись через множество экранов и клавиатур, стал бесконечным гимном отношениям, и хэппи-эндам, и счастью вопреки стерве-Джинни. Если у нас и встречается насилие, то в лучшем случае оно условное, как в приключенческих романах, в худшем случае топорно-кинковое — как вымученные пожирательские рейды, как раскачка читательских эмоций пытками Снейпа с последующим комфортингом, — это насилие комфортно, безлико и безопасно, словно немагическая АУ-шка по шипперской заявке.

И кажется мне, что комфортность развращает. Что ради хэппи-энда и ублажения шипперских сердец приносится в жертву очень многое — начиная от сюжетных допущений и заканчивая искренностью и осознанностью. И тревожит меня не то, что мы бегаем по кругу, как цирковые лошадки, а то, что нет у нас другого мира, кроме арены диаметром 13 метров, стандартного набора любимых фигурок и бесконечного множества историй о любви.

PS одна из причин любить кроссоверы — другие миры вырастают с другими нормами и другими начальными условиями.
PPS как и всегда, говоря "мы" и "наш", я могу сильно утрировать и обобщать. Если у вас есть другое видение ситуации, я буду рада с ним познакомиться. Осмысленных комментариев не обещаю, но читать буду внимательно.

@темы: ГП, кроссоверы, фандом, кишки наружу, а нужен косинус угла, хэппи-энды

Комментарии
02.01.2016 в 21:31

Ни одно создание, лишенное щупалец, не может иметь развитого интеллекта || No time wasters, no space wasters please!
Отчасти поэтому я и почти не читаю фики по ГП. Не потому что маловато насилия: как раз насилия и прочего говна "полюбил насильника" предостаточно. Просто в ГП (и в книге, и в фандоме) не то насилие, которое я приемлю. Мне в разы интереснее читать, как насилие преобразует людей (и к плохому, и к хорошему), как они справляются с ним и живут дальше, как переступают через него, как понимают его ужас, или как не понимают - и вся история во главе с главгероем тогда идет по пизде, потому что это закономерный итог таких вещей.

Но такого в ГП не пишут (вот только БУ, да). И я вспоминаю, как прекрасно я вдруг ощутила себя, как уместно, когда в 2012 году пошла в команду сериала "Кости", и там, в фандоме на 8 человек, тексты, которые писала я, мой дурацкий черный юмор и т.д. вдруг оказались востребованы. И понятны. И в мультифандоме, как ни странно, тоже.

Мне еще кажется (я могу быть неправа и я скорее всего неправа), что в ГП все-таки из-за эпичности и сказочности во многих смыслах герои не люди, а архетипы, а из архетипов нельзя строить современный литературный текст. Хотя это не только для ГП характерно, но это одно из условий сказкиэпоса: именно архетипичность.

Щас это все было сумбурно, я не хочу вычитывать текст коммента, чтобы избежать всяких двусмысленностей, заранее говорю: если что-то кажется наездом, его там нет, если с чем-то не согласна, то я не спорю/доказываю твою ошибку, а просто высказываюсь асибе.
02.01.2016 в 21:36

фотон в кастрюле
troyachka, полностью согласна и никаких наездов не вижу :) Кроме части про архетипы, здесь я читаю с интересом, но высказываться уверенно не берусь.
02.01.2016 в 21:37

фотон в кастрюле
troyachka, а о том, как всё идёт по пизде, я с удовольствием бы прочитала или хотя бы написала.
02.01.2016 в 21:40

Ни одно создание, лишенное щупалец, не может иметь развитого интеллекта || No time wasters, no space wasters please!
Короткий Хвост, я такой фик, про "по пизде", писала по Ефремову для команды классического сай-фая. Сейчас он мне кажется ужасно сырым, но я так хотела написать эдакий лангольерский пиздец, что преодолела даже дикое отвращение к ефремовскому стилю.
02.01.2016 в 21:45

фотон в кастрюле
troyachka, читать дальше
02.01.2016 в 21:49

Номер Один. Догнат.
Вы мне прямо глаза открыли на фандом ГП и мультифандом на дайри :-D И не то чтобы я сама не писала насилие и кровяку, фандомы у меня такие, но вот вспомнила: читать канон и фандом ГП я начала после Взломщиков, которые были и есть для меня самая прекрасная, уютная и добрая сказка. Наверно, поэтому в ГП-фандоме я по привычке ищу чего-то такого. Такого. Ну. А бойкая расчлененка уже потом)
02.01.2016 в 21:52

Ни одно создание, лишенное щупалец, не может иметь развитого интеллекта || No time wasters, no space wasters please!
02.01.2016 в 21:53

фотон в кастрюле
troyachka, тьфу, я забываю, что можно посмотреть на АО3. Спасибо.
02.01.2016 в 23:40

that deaf, dumb, and blind kid sure plays a mean pinball
У меня смутное чувство несогласия, но с формулировками, как всегда, туго.)
Возможно, я вчитала в твой пост какие-то свои смыслы, но мне кажется, исходная проблема из твоего поста сводится просто к разным фломастерам типа "эта тема мне нравится больше, чем эта, поэтому фандом меня не устраивает" — но о вкусах, как известно, не спорят. Если же ты подаёшь описанное в посте как проблему фандома в целом, то я в упор не понимаю, почему флафф и тема любви должны считаться "ниже" темы насилия (у КП, кстати, был тред в том числе и об этом).
Насчёт "комфортность развращает" — не флафф и не пролюбовь в этом виноваты, имхо. Если людей кинкает хэппи-энд, например, то понятно, что рано или поздно часть текстов сведётся тупо к отработке шаблонов по сотому кругу, но если бы людей вместо хэппи-энда кинкало насилие, итог был бы такой же.
02.01.2016 в 23:41

фотон в кастрюле
Медичка Шани, фандомы у меня такие, но вот вспомнила: читать канон и фандом ГП я начала после Взломщиков,
Посмотрела список фандомов, впечатляет :)
Привычка — великая вещь, ага. А Взломщики мне не зашли.
02.01.2016 в 23:44

фотон в кастрюле
Anaquilibria, я помню этот тред. (Я всё пыталась вынуть из КП примеры годного флаффа.)
Кинковое насилие и насилие как встроенный в мир элемент, по-моему, очень разные, и я о последнем.
02.01.2016 в 23:51

that deaf, dumb, and blind kid sure plays a mean pinball
Короткий Хвост, тем не менее, грубо говоря, я не понимаю, чем "флафф и пролюбовь" хуже и почему тема насилия ценнее. Они же просто разные, эти темы, и сами по себе не мешают ни искренности, ни осознанности, ни проработке персонажей etc. Тут разве что к авторам может быть вопрос.
02.01.2016 в 23:57

Синий Лис
бгг, вот уж вопрос фломастеров, по мне так в гп неприлично много ангста в фанфикшене :lol:
наверное и хорошего флаффа много, но я где-то не там хожу наверное :-)
03.01.2016 в 00:04

фотон в кастрюле
Anaquilibria, я думаю, мы просто подразумеваем разные вещи под "темой насилия"

blue fox, хорошего флаффа мало, но я ж не уточняла качество :D
03.01.2016 в 06:17

Все части растения, свежие и высушенные, ядовиты, равно как и вода, в которой стояли ландыши
— со всем согласна: и про 13 метров, и вымученные пожирательские рейды, и особенно про манихейство.
Но я все равно нежно люблю фандомный флафф! Канонный гетный флафф с гарриджинни и ремотонксом!

А кровькишки не люблю. У меня слишком много демонов в голове, чтобы за ними ещё в фандом ходить, чей бы он ни был(((
03.01.2016 в 08:51

Синий Лис
ну вот и разница - ты пытаешься и
объяснить оттенки ангста, а кому-то они все мимо и одинаковые. для меня кстати почти не различимы тоже :-( тут могут разве что другие критерии быть отмечены типа "язык понравился"

я пытаюсь ввести понятие хорошего флаффа, а кому-то он весь - одинаковые розовые сопли :-(
03.01.2016 в 13:18

фотон в кастрюле
Convallaria*, У меня слишком много демонов в голове, чтобы за ними ещё в фандом ходить
Меня интересует, насколько фандомное чтиво и особенно креатив может быть терапевтическим, я бы почитала фандомных людей, кто либо в терапии, либо сам терапевт.
Пока что я понимаю только, что так называемое "терапевтическое проговаривание насилия" на деле ни фига не терапевтическое, а задрачивание на кинки.

blue fox, понятие хорошего флаффа, а кому-то он весь - одинаковые розовые сопли
Мне, мне он одинаковые розовые сопли! :D :facepalm: Но после того треда у КП, на который выше ссылалась Анаквилибрия, я поняла, что флафф бывает и качественным, но проникнуться пока не смогла.
03.01.2016 в 13:26

Синий Лис
ну вот не знаю чем помочь :nope:
я меня терапевтический эффект от чтива - это развлечься и отвлечься от реала и ангста, которого в том реале слишком много.
поэтому если я вижу в шапке "ангст", то просто не буду читать, будь он какой угодно "качественный" и какие бы для меня авторитеты его бы ни хвалили :nope:
03.01.2016 в 13:28

фотон в кастрюле
blue fox, поэтому если я вижу в шапке "ангст"
у меня подозрение, что под шапкой "ангст" может скрываться что угодно
03.01.2016 в 13:34

фотон в кастрюле
blue fox, интересно, я тоже часто читаю фики, чтобы развлечься или отвлечься, и тогда я прицельно ищу хэппи-энды и чтобы у всех всё было хорошо :gigi: Но большая часть из того, что помечено как флафф, мне при этом смертельно скучна :nope: лучше уж брать макси, там велика вероятность, что будет интересный сюжет.
03.01.2016 в 13:49

Синий Лис
может, но я уже предпочитаю не рисковать ;-)
03.01.2016 в 13:54

Синий Лис
ну да есть такое дело , большинство малосюжетных занавесочных историй или пиздостраданий помечают как флафф или романс :-(
макси я не очень люблю (мало попадалось таких где не было бы острого желания или сократить втрое или разбить на несколько повестей) , поэтому чаще ищу миди и джен
03.01.2016 в 14:00

фотон в кастрюле
Слегка пафосная, но очень годная статья про комфортность и откровенность в фанфиках. В том числе про насилие и про инцест:

цитата

Отсюда. Дальше автор пишет про фики серии Фоллаут:Эквестрия, что вот они, дескать, откровенны в правильном, не комфортном смысле, но я их не осилила. UPD обсуждение там тоже годное, хотя пафос зашкаливает.
03.01.2016 в 14:04

фотон в кастрюле
blue fox, да, миди тоже годные бывают! А поскольку граница между ФБ-шным миди с 4001 словом и мини с 4000 условна, то и мини тоже :D
03.01.2016 в 14:09

Синий Лис
не знаю, я не психиатр для такой "работы".
для обычной работы у меня бывали базы данных криминалистов. вполне достаточно. нахрен мне еще аналогичное для отдыха? :-)
да еще со всякими рассуждансами и попытками эстетизировать?

я понимаю, что у других другая ситуация, но я ж им не мешаю когда ищу "свое"
03.01.2016 в 14:21

фотон в кастрюле
blue fox, так у тебя обозначены цели и средства, причём честно. Ты не делаешь вид, что читаешь про любовь, читая романтизацию насилия, и не делаешь вид, что читаешь "жызненное", читая хёрт-комфорт.
03.01.2016 в 22:53

Во всём виновата
*робко* Вот на БФ был текст про кулинарную книгу Молли, который мне зашёл как хороший флафф.
03.01.2016 в 22:58

фотон в кастрюле
КП, пришёл специалист по хорошему флаффу :)
Ага, я помню его. Может быть, автор не угадал с конкурсом, но на БФ он мне не очень зашёл. На ФБ то же самое я прочитала бы с гораздо большим удовольствием.
03.01.2016 в 23:10

Во всём виновата
Короткий Хвост, не знаю, возможно, дело в том, что я БФ читала не очень стремительно. Но мне зашло.
03.01.2016 в 23:16

фотон в кастрюле
КП, да, наверное. Я читала БФ очень быстро и уставшая от ФБ. Если сейчас перепрочитать, впечатления изменятся.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail